Фронтовая судьба военного летчика связала его с Рязанью

30.04.2020

В 2012 году в местной газете вышла статья «Раскрыта тайна самолета, разбившегося под Агро-пустынью в 1941 году». Она стала началом открытия семейной тайны, уходящей десятилетиями в те самые страшные годы Великой Отечественной войны.

22 октября 1941 года в 14.00 бомбардировщик «ДБ-3Ф» («Ил-4») 53-го дальнего бомбардировочного полка вылетел в район Малоярославца, чтобы уничтожить скопления танков  и мотопехоты. На борту также находились радист младший сержант Николай Ткачук, радист Мельников, штурман, старший лейтенант Воронцов.

Из докладной записки штурмана воздушной машины старшего лейтенанта В.И. Воронцова: «Не доходя до цели километров пятьдесят, облачность закончилась. Погода ясная. Мы решили задание выполнить и стали набирать высоту. Достигнув отметки 4500 метров, пошли на цель – шоссейную дорогу Малоярославец – Подольск. При открытии люков над целью был интенсивный огонь зенитной артиллерии».

Зенитным огнем был убит старший радист Ткачук, ранен в правую ногу старший радист Мельников, разбита кабина старшего лейтенанта Воронцова, побита радиостанция. Далеко увести машину не удалось. «ДБ-3Ф» был атакован звеном «мессершмитов», очереди из пулемётов прошили левый двигатель.

Из докладной записки командира экипажа лейтенанта М.Ф. Дозмарова: «Рация не работала. Взяли курс 93-95 на ближайший аэродром. В Серпухове полосу не нашли. Набрали высоту 300 метров и взяли курс на Рязань. В районе Агро-Пустыни вспыхнули левая плоскость (крыло) и мотор. Дал условный звуковой сигнал «прыгать» и спустя несколько секунд на высоте 250 метров сам покинул самолет. Штурман Воронцов и радист Мельников также спаслись на парашютах. Парашюты сдали в НКВД в селе Солотча».

Машина рухнула на болотистый луг под Агро-Пустынью. Здесь нашел свой последний приют младший сержант Николай Ткачук. После октябрьского происшествия лейтенант Дозмаров вернулся в расположение своего 53-го авиаполка. Через месяц, 1 декабря 1941 года, самолет Михаила Дозмарова вылетел на очередное  боевое задание. Машина на аэродром не вернулась… «Пропал без вести» – такое извещение получили родственники летчика. А через семь месяцев – 20 июня 1942 года у лейтенанта Дозмарова родился сын Николай.

Николай Михайлович Дазмаров родился в Старом Осколе (фамилия сына летчика пишется через букву «А», в связи с достаточно распространенной ошибкой работников паспортной службы тех лет). Вскоре семья была вынуждена отправиться в эвакуацию в Архангельскую область. Затем в его жизни были Луганск, Воронеж, Запорожье и Рязань. С 1972 года он работает в Академии ФСИН России. Несколько десятков лет Николай Дазмаров разыскивал информацию об отце, зная из детства, только то, что он был военным летчиком и в 1941 году погиб. Судьбоносная статья в газете помогла встать на свои места абзацам семейной летописи спустя многие годы.

Первый раз «ДБ-3Ф» лейтенанта Дозмарова пытались откопать еще в 1989 году, когда еще не были известны ни фамилии экипажа, ни подробности боевого задания. Летающая машина бередила любопытство историков, музейщиков и поисковиков долгие годы. В 2011 году в экспедицию на место падения самолёта времен Великой Отечественной войны отправились курсанты военно-патриотического клуба «Поиск» Рязанской академии ФСИН России под руководством Анатолия Сунцова, много лет проработавшим с Николаем Дазмаровым. Для обоих это открытие стало шоком, тем более что о рязанском следе в биографии отца Дазмаров младший, узнал впервые. Раскопки не дали нового фактического материала, но всколыхнули архивные поиски, позволившие в итоге узнать имена членов экипажа и боевую судьбу самолета.

Запросы в подольский архив прояснить ситуацию не позволяли, пока за дело не взялись военные историки. Виктор Пахомов, знакомый с поисковиками по прежним делам, начал розыск в сети «Интернет» на специализированных форумах. Только через год работы, когда появились данные из архива по серийному номеру самолета, а к поиску подключились историки-любители Сергей Расколов и Виталий Мамедов, тайна, которая долгие годы не давала к себе подступиться, наконец, поддалась. Удалось найти акт о списании этого самолета. А потом совершенно случайно, перебирая какие-то документы, мелькнуло название «Агро-пустынь». Это оказались две докладные записки уцелевших членов экипажа: штурмана воздушной машины старшего лейтенанта В.И. Воронцова и командира экипажа лейтенанта М.Ф. Дозмарова. Третий член экипажа попал в госпиталь, и никаких докладных не писал.

Наиболее интересные находки раскопок были переданы в Музей дальней авиации, расположенный в военном городке поселка Дягилево, в том числе винт с простреленной лопастью, а также шильдик двигателя с указанием завода-производителя и серийным номером. Спустя 71 год после катастрофы «ДБ-3Ф» к этим вещам смог прикоснуться сын пилота.

В 2018 году Николай Дазмаров обратился в Центральный архив Министерства обороны РФ в надежде, что там сохранилось личное дело его отца. В конце 2018 года ведомство выслало ксерокопии архивных документов. Среди них было единственное сохранившееся изображение боевого летчика. Спустя 76 лет Дазмаров младший впервые увидел своего отца! Это событие позволило Николаю Дазмарову и его семье в мае 2019 года принять участие в акции «Бессмертный полк» в День Победы.

Уроженец Перми Михаил Дозмаров (1917 г.р.) в 1936 году поступил в первое чкаловское авиационное училище имени Ворошилова. В 1939 году принял присягу. Первый раз лейтенанта Дозмарова «похоронили» 24 сентября 1941 года в 53-м бомбардировочном полку, где он служил. В этот день его самолет был сбит авиацией противника в районе Полтавы. Однако летчик спустя какое-то время после катастрофы добрался до своих и вновь поднял в небо боевую машину. Второй раз машина М. Дозмарова потерпела крушение 22 октября 1941 года под Агро-Пустынью. После этого происшествия Дозмаров вернулся в расположение своего 53-го авиаполка (40-й авиадивизии). 1 декабря 1941 года самолет Михаила Дозмарова вылетел на очередное задание. Из этого боя воздушная машина на аэродром не вернулась.

За неполные 3 месяца на первом году войны Дозмарова сбивали трижды. Молодой офицер отдал свою жизнь ради нашего мирного неба. На Рязанской земле помнят и чтят его подвиг потомки: сын Николай Дазмаров, две дочери (одна из которых с 2002 года работает в Академии – Татьяна Дазмарова), и 5 внуков. Старший из них мечтает научиться управлять самолетом.

С ноября 2019 года Николай Дазмаров сам лично принимает активное участие в раскопках с целью увековечить память боевого товарища своего отца – единственного погибшего 22 октября 1941 года члена экипажа «ДБ-3Ф» уроженца Украинской ССР, стрелка-радиста Николая Ткачука, останки которого до сих пор лежат в рязанском болоте неподалеку от села Агро-Пустынь. А точка в деле командира экипажа лейтенанта Дозмарова будет поставлена лишь тогда, когда станет известно о его последнем полете.

Николай Дазмаров с семьей и портретом отца.

Пресс- служба академии

Поделиться:

Дата последнего обновления: 30.04.2020 18:18

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Информационный буклет для абитуриента

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ФОРУМ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ»

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ COVID-19

Поступление в вуз онлайн

консультационно-контактный центр по вопросам поступления в Академию ФСИН России

ЕЖЕМЕСЯЧНИК

"Я ПОДОЗРЕВАЮ, ЧТО..."

НЕДЕЛЯ ТВОРЧЕСТВА